Основные направления развития общего образования в МОБУ СОШ №1 с.Малояз 1. Переход на новые образовательные стандарты
От стандартов, содержащих
подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым
учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные
программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в
школе для достижения этих результатов.
В любой образовательной
программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем
старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает
внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие
занятия.
Результат образования - это не только знания по
конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни,
использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным
социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии
природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения
усилий учителей разных предметов.
В школе должны быть созданы
кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие
образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого
финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое
планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три
года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по
нормативу независимо от форм собственности.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит
развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка
знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й
классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами
профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать
участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования,
создавать методики сопоставления качества образования в различных
муниципалитетах и регионах.
Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству
образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого
школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не
единственным способом проверки качества образования Кроме того, мы введём
мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его
компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с
дальнейшим выбором специальности.
2. Развитие
системы поддержки талантливых детей
В ближайшие годы в России
будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения
талантливых детей.
Необходимо развивать творческую среду для выявления
особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам
нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных
школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы
профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов
школьников, практику дополнительного образования, отработан, механизмы учета
индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Одновременно следует развивать
систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего,
образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять
имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде
университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях
деятельности, будут организованы слеты, летние и
зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие
сформировавшуюся одаренность.
Работа с одаренными детьми
должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования
следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только
образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких
результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
3. Совершенствование учительского корпуса
Необходимо внедрить систему
моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки -
это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года",
"Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.),
масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках
приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика
будет расширяться на уровне субъектов Российской Федерации. Повышению престижа
профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в
связи с объявлением 2010 года в России Годом Учителя.
Система материальной поддержки
- это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого
механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне
зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей.
Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна
зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс
современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты
труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех
субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.
Еще одним стимулом должна стать аттестация
педагогических и управленческих кадров -периодическое подтверждение
квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой.
Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные
характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические
компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для
учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень
квалификации ранее установленных сроков.
Предстоит серьезно
модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны
быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки
учителей, либо в факультеты классических университетов.
Не реже одного раза в пять лет учителя и директора
школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в
зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно
предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования,
чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в
числе которых - не только
институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические
университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций,
предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и
лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы
иметь представление об инновационном опыте соседей.
В системе педагогического образования, переподготовки
и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей.
Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих
педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои
инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального
проекта "Образование".
Отдельная задача - привлечение
в школу учителей, не имеющих
базового педагогического образования.
Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут
продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения,
свой богатый профессиональный опыт.
4. Изменение школьной инфраструктуры
Облик школ должен значительно
измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и
информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом
образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная
среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010
году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная
среда", направленная на решение этой проблемы.
С помощью архитектурного
конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных
зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 20! I года: нужно сконструировать
"умное", современное здание.
Предстоит обновить нормы
проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила
и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания
учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и
кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое
время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских
школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к
школьным автобусам.
Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на
конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в
первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания,
ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы
будем требовать неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий -
нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях,
представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять
современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду.
Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать
проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
Дети проводят в школе
значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического
здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный
показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям
спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм,
детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское
обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в
том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми
вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их
здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех
мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010
году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных
особенностей детей.
Именно индивидуальный подход
предполагает использование современных образовательных технологий и создание
образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика
индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов
по
выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме
классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников, Но
здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в
детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности
в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям.
Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием
сохранения и укрепления здоровья.
6. Расширение самостоятельности школы
Школа должна стать более
самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так
и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат
школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта
"Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения.
Требуемая отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость
информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты,
предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.
Мы законодательно закрепим
равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив
семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие
концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных
инвесторов.
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших
преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том
числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для
малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции.
Ключевыми механизмами
реализации инициативы должны стать как проектные, гак и программные методы
работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного
национального проекта "Образование". Федеральной целевой программы
развития образования и Федеральной целевой программы Научные и
научно-педагогические кадры инновационной России.
От того, как будет устроена
школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества,
насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование,
зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно
поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего
общества.
Отчет о ходе
работы по внедрению ФГОС начального общего образования.
Современный мир диктует свои
правила. Главной задачей современной школы -раскрытие способностей каждого
ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовый к
жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
С 1 сентября
2010 года МОБУ СОШ №1 с. Малояз ведется работа по внедрению ФГОС начального
общего образования.
Директором Блиновских В.Ф. было проведено совещание в педагогическом
коллективе, где были заслушаны сообщения: Мухамедьяровой Г.Ш., Галеевой В.Ф.,
доклад Фахреевой И.М. на тему «Новые стандарты образования в начальной школе»;
были изучены требования к основной образовательной программе начального звена
школы. Руководителем ШМО Актугановой Г.Ф. и учителями начальных классов
разработан план на 2010-2011 учебный год по внедрению ФГОС в начальном звене. В
школе создана рабочая группа по разработке основной образовательной программы
школы в составе: заместитель директора по УВР Назарова Г.М., руководитель ШМО
Актуганова Г.Ф., учителя начальных классов: Кутдусова А.А., Мухамедьярова Г.Ш.,
Фахреева И.М., Самигуллина Л.Д., Ямаева Ф.Е. Активно ведется работа с
родителями Кутдусова А.А. провела родительское собрание на тему «Новые
стандарты образования»; помощь родителей при оформление портфолио ученика «Мои
достижения».
В первом и во втором
полугодиях учителями 4-х классов Фахреевой И.М. и
Мухамедьровой Г.Ш. проводились апробации КИМ по стандартам II поколения.
В феврале на заседании ШМО
велось обсуждение УМК на 2011-2012 учебный год и заказ учебников «Школа-2100».
Мухамедьярова Г.Ш. прошла повышение квалификации в ИРО РБ г.Уфа на тему «Реализация
требований федерального государственного стандарта начального общего
образования на примере УМК «Перспектива».
|