Первый класс, или Как подготовить ребенка к школе
Каждый родитель серьезно готовится к вступлению ребенка в школьную
жизнь: затрачивается немало сил и средств на приобретение "всего
необходимого". Однако Просто одеть ребенка в красивую школьную форму и
дать в руки модный ранец с разноцветными тетрадками теперь уж
недостаточно - для успешного начала школьной жизни любому ребенку
необходима психологическая подготовка.
Быть готовым научиться
Для 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как
он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки
и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а
после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только
смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю
ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из
аспектов подготовки к школе - психологический.
Психологическая готовность
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка
для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных
занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка
к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В
интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень
познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции,
желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не
означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие
разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе -
не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться".
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например,
умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать,
сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим
дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание
прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает
его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого,
обязательны для будущего первоклассника такие качества как:
любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость,
потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать
свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное
задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка,
чтение, общение).
Личностная готовность
Это потребность общаться со сверстниками и умение общаться,
способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки
малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло
желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ
родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок
должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя
уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и
раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и
молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На
готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь.
Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто
так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят
тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то
избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы.
Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых
условиях.
Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на
общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно
для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть
ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8
часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима
позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый
фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.
Простые рекомендации
Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего
ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у
педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти
курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы
стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.
Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни.
Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод
задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это
связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это
касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти
контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если
ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие
нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о
щадящем режиме обучения, например, на дому.
Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте
ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную
комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы
обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и
школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми
из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени,
отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и
впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите,
что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка,
забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему
ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.
Ученики и ученицы
Итак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или
девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им
особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией
мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по
своему биологическому возрасту.
Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к
новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной
адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других -
труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации? Обычно
это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают
свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом
изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами
мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям
в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием
непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и
подвалов.
Разные способности
Мальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма
неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и
эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в
начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная
успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В
частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам
равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек -
4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и
физиологическая "цена", которую "платит" организм ребенка за процесс
обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в
среднем в 6 раз выше, чем у девочек.
Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от
врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что
у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое.
Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают
говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после
возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче
учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики
зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста
их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у
них раньше формируется специализация правого полушария мозга по
пространственно-временной ориентации.
Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек
отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не
более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором
из "троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что
мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы
мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют
одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.
Многое зависит от темперамента
Весьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников
привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем
хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре:
холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего
проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и
девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких
оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются
несоответствием их поведения стереотипным представлениям о
мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее
большинство людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики
весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости,
активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач
они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не
совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и
самим учителем.
Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки,
вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они
активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что
совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном
месте для такой девочки проблематично.
Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной школе является
сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного
типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны, умеренно
агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных
классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная
приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть
одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас
"неудобный" холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как
всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.
Тревожность
Немалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой
психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В
частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения
личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную
успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно
выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все
хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная
картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и
несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности.
Повышенные же значения выраженности данной психологической
характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной
неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность
у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный
компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная
тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми
оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически
взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы
весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным
материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает
волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную
обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и
сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к
их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной
деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной
успешности.
Учеба и агрессивность
Рассмотрим вклад в школьную успешность еще одной весьма интересной
личностной характеристики ребенка - агрессивности. Высокий уровень
агрессивности приводит к значительному снижению школьной успешности,
прежде всего у девочек. По всей вероятности, данное явление связано с
рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое соответствующее
выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе
стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости
наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели
агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны.
Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в
структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению
школьной успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических
ресурсов организма таких детей.
Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники
и первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители
дома предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы
и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать
собственные тропинки, познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем
предлагает учитель.
На заметку
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в
пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки
обычно старше ровесников-мальчиков.
- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат,
осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а
главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе,
так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.
Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует
подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть
даже наделав ошибок.
- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы,
разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с
тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не
только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных
решений незнакомых, нетиповых заданий.
- Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных
трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним
наблюдателем.
Источник: http://maxybaby.net.ua/index.php?loc=art-vospitanie&art=perviy-class |